История стоматологии: от древних времён до наших дней

В наши дни при малейшей боли в зубах мы записываемся на прием к стоматологу в тот же день и врач возвращает здоровье зубам. Сейчас любое стоматологическое вмешательство безболезненно, все процедуры проводят в удобном кресле и расслабляющей атмосфере. Стоматология в таком виде сформировалась относительно недавно, хотя зубоврачеванием люди занимались еще в глубокой древности.

Еще в Древнем Египте были известны способы лечения кариеса и удаления зубов. Жители Древнего Египта использовали различные масла и настои трав для полоскания рта и специальные устройства для удаления налета.

В первом тысячелетии до нашей эры этруски (предки римлян) использовали зубные протезы и вставляли людям зубы животных.

В Китае, три тысячи лет назад, появились аналоги современных зубных щеток.

Протезирование практиковали в Египте 7 тысяч лет назад из золота и удаленных зубов; изготавливали вставную челюсть из дерева, если все зубы были удалены. Эти находки были обнаружены при изучении пирамид.

До конца XVII века в основном не лечили больной зуб, а снимали боль, если же боль становилась невыносимой, то зуб удаляли и делал это не врач, а цирюльник или другой какой-нибудь ремесленник. Зуб удаляли без обезболивания, при этом пациент или сидел на полу или лежал на столе.

В XVIII веке французский дантист Пьер Фошар совершил прорыв в зубоврачебном деле. В 1728 году публикует научный труд «Тракт о зубах» в 2х томах. В первом томе описывает анатомию ротовой полости, болезни десен и зубов, уход за ротовой полостью. Во втором томе описывает инструменты, которые использует в лечении, методы лечения и удаления зубов, использование зубных протезов. Пьер Фошар считается отцом стоматологии и основателем ортодонтии.

В 1790 году Джон Гринвуд создал первую ножную бормашину из ножного двигателя прялки.

В 1880х годах в Санкт-Петербурге и Москве открываются первые школы, в которых обучают дантистов. В 1910 годах открываются зубоврачебные кафедры при университетах.

Основной прорыв в XX веке совершил шведский врач и исследователь Пер-Ингвар Бранемарк. Его считают отцом дентальной имплантологии. Пер-Ингвар изучал восстановление и регенерацию костей и способности организма взаимодействовать с титаном. Так, в 1965 году были установлены первые импланты, а на них съемный протез.

В своем развитии стоматология проделала большой путь. И сейчас в арсенале современного человека множество надежных и проверенных временем средств и методов сохранить зубы и десны здоровыми.