Сухость во рту: причины и способы борьбы с ксеростомией

Ксеростомия — это патологическая сухость во рту, вызванная сокращением (гипосаливация) или полным прекращением слюноотделения. Как правило это происходит из-за сокращения секреторной активности слюнных желез. Чаще ксеростомия является симптомом возможных скрытых заболеваний, затрагивающих работу слюнных желез.

Слюна выполняет ряд полезных функций:

• Защита слизистых оболочек от трещин и эрозий,
  • Оказывает антисептическое и антибактериальное действие,
  • Участвует в реминерализации эмали.

В среднем слюнные железы вырабатывают до 2х литров слюны за сутки. К моменту, когда проявляются первые симптомы сухости во рту, объем слюны может сократиться наполовину.

Причины ксеростомии

1. Прием медицинских препаратов. Сокращение объема слюны может быть следствием длительного приема фармпрепараторов, таких как нейролептики, антидепрессанты, спазмолитики, всевозможные сосудосуживающие, противоопухолевые препараты.

2. Пожилой возраст. Чаще наблюдается у женщин в менопаузе, что связанно с недостаточной выработкой эстрогена.

3. Хронические заболевания, например такие как, сахарный диабет, гипертония, ВИЧ-инфекция, эндокринные заболевания, артрит, туберкулез.

4. Воспаления слюнных желез — сиалодентит. Наблюдается опухание желез, болезненные ощущения, особенно с развитием заболевания.

5. Лучевое облучение во время прохождения лечения онкологических заболеваний.

6. Затрудненность носового дыхания при насморке в течении длительного времени может привести к пересыханию слизистых рта.

При обезвоживании организма во время рвоты, диареи, повышенной температуры тела, при недостаточном питьевом режиме в жару. В данном случае достаточно поддерживать питьевой режим, симптомы сухости во рту быстро проходят.

Симптомы ксеростомии

- Постоянная сухость во рту, даже при обильном питье.

- Изменение вкусовых ощущений,

- Боль при длительном общении,

- Неприятный запах изо рта,

- Множественный кариес,

- Наличие грибковых и вирусных ротовых инфекций,

- Трудности в проглатывании пищи.

При визуальном осмотре наблюдаются матовые слизистые рта, сухость глаз, кожи. У пациентов может ухудшаться качество жизни, возникать психоневрологические заболевания.

Диагностика

Врач собирает полный анамнез, уточняет наличие заболеваний, список препаратов которые употребляет пациент, после этого назначается одна из процедур: сиалометрия, сиалография, биопсия. Назначается биохимический анализ крови.

Лечение

Для улучшения состояния пациента необходимо убрать причину, вызывающую ксеростомию. Лечение подбирается комплексно, в зависимости от диагноза, совместно с врачами общей практики.

Симптоматическое лечение направленно на:

- Стимуляция слюнных желез на выработку слюны

- Искусственное увлажнение ротовой полости специальными препаратами (заменителями слюны).

1. Употреблять достаточное количество питьевой воды.

2. Отказ от курения, алкоголя.

3. Сбалансированное питание, с преобладанием овощей и фруктов.

4. Стимуляция слюноотделения — леденцы без сахара, жевательная резинка.

Записаться на консультацию можно по телефонам: +7 (499) 347-14-53, +7 (499) 993-01-17 или через форму записи на сайте.